logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Бакчарская межпоселенческая централизованная библиотечная система»

ИНВАЛИДЫ… КТО ИЗ НАС ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ? ЧЕМУ ИНВАЛИДЫ УЧАТ ЗДОРОВЫХ?

В жизни не так много вещей, которые происходят так, как хотел бы человек. Обстоятельства порой складываются настолько странным образом, что ничего с ними не поделаешь, но всегда остается свобода выбора в том, как воспринимать конфигурацию обстоятельств, как в ней относиться и что в ней делать. И при одной и той же трудности два человека могут ощущать себя совершенно по-разному: одному будет хотеться лечь и умереть, второму — взять себя в руки и преодолеть эти обстоятельства. Почему так — вопрос сложный, но у каждого человека есть возможность и свобода выбора пойти по второму пути — не пассивного подчинения трудностям, а активного их преодоления, да еще и с положительным результатом для себя.

Инвалиды – это люди, не «обделённые» чем-то, а «наделённые» Божьим промыслом.

Ник Вуйчич – это не просто человек без рук и ног, а известнейший мотивационный спикер, который своим собственным примером показал, что если верить в Бога и его особое провидение, то можно научиться жить со своими недостатками, развить в себе другие способности и найти свой смысл жизни.

А сколько можно привести примеров мужества и веры спортсменов – инвалидов. Их самообладание, уверенность в своих силах поражает! Но удивляют не только спортсмены, но и простые люди, живущие рядом, скованные недугом. Они не ропщут на Бога, не спрашивают: «за что мне это?», а активно ищут ответ — «для чего?» и находят. Для того, чтобы близкие пришли через них к Богу, чтобы окружающие начали ценить здоровье, чтобы многие из нас перестали плакаться о своей «несчастной судьбе» и начали благодарить за всё Господа.

Приходит осознание того, как часто мы забываем благодарить Всевышнего за всё, что имеем.

Кто из нас инвалид? Тот, кто зависит от физического недуга? или от сигареты… компьютерных игр… или алкоголя? А может у кого-то душа парализована? Как часто нам трудно кого-то простить, понять, с чем-то смириться. Гордость, самость, неверие делает нас настоящими калеками.

Нам всем приходилось видеть и общаться с людьми, страдающими духовно и физически. И это  очень интересный и глубокий опыт общения, сострадания чужой беде, уважения к чужой личности, восхищения тем, что в большинстве своем эти люди, несмотря ни на что, стараются жить достойно, остаются людьми мыслящими, верующими. И когда мы торопливо пробегаем мимо таких людей, случайно встретившись с ними на улице, то поступаем очень неправильно, и прежде всего по отношению к самим себе, так как лишаем себя этого драгоценного опыта, который, наверное, просто невозможно получить как-то иначе.

Физические или умственные недостатки ни в коем случае не затрагивают достоинства человеческой личности, более того: человек с каким-либо увечьем может жить полноценной духовной жизнью и часто бывает гораздо ближе к спасению, чем здоровый. Потому что ему приходится сталкиваться с множеством трудностей самого разного рода, с непониманием, унижениями… А все это даёт человеку прекрасный повод не превозноситься над окружающими, не полагаться на физическую силу и здоровье (как полагаются многие), а значит — подвигает его к более трезвому взгляду на себя, что само по себе уже является добродетелью. Если же человек имеет умственное расстройство и из-за этого считается инвалидом, отношение к нему должно быть особенно бережным и чутким. Ведь зачастую никто на свете абсолютно ничего не знает о том, что происходит в душе у таких людей. Мы видим лишь внешние проявления их болезни, которые могут выглядеть безобразными и даже греховными. Но, несмотря на это, образ Божий в них присутствует точно так же, как и в любом здоровом человеке. Поэтому относиться к ним нужно с неизменной добротой и состраданием, которые просто не могут не повлиять на этих людей положительно.

Люди с ограниченными возможностями являются для нас, пока еще здоровых, — примером, напоминанием о собственной нашей немощи, притаившейся в нашем естестве и лишь до поры, не дающей о себе знать.

Глядя на больных, увечных людей, мы невольно задумываемся: а что было бы со мной, окажись я на их месте? Не случайно Жан Ванье, один из самых известных в мире христианских деятелей, занимающихся проблемами людей с ограниченными возможностями, говорил, что мы нуждаемся в этих людях гораздо сильнее, чем они в нас. Он работает с теми, кого в светском обществе принято называть «умственно отсталыми». Но эти люди умеют очень искренне радоваться и огорчаться, у них особенное, обостренное чувство справедливости, стремление к правде. И всему этому мы можем у них только поучиться. А самое главное — они действительно учат нас смирению. Когда ты всерьез задаешься вопросом о том, что делал бы я, если бы сам оказался в таком положении, то с твоей души как-то очень быстро слетают гордыня и спесь, связанные с физическим здоровьем, острым умом, обширными знаниями… Вот в этом избавлении от культа собственного здоровья современный человек очень нуждается. Не случайно он так панически бежит от любого напоминания о болезни и смерти, в том числе и от общения с инвалидами.

Когда человек испытывает страх от мысли о преходящем характере физического здоровья и силы, но все же не убегает, а остаётся рядом и старается чем-то помочь, то тогда и немощному человеку помогает, и сам получает духовную пользу. Ведь, поступая таким образом, ощущаешь свое единство и родство с ним хотя бы потому, что ты понял, как легко и сам можешь однажды оказаться на его месте. И ты как бы вписываешь себя в один бытийный контекст с этим человеком. А это и есть — любовь.

Как бы хотелось почаще видеть на улицах этих особенных людей в инвалидных колясках, гуляющих в парках, отдыхающих в театрах, свободно посещающих общественные места, учебные заведения, храмы. Знать, что им везде помогут, окружающая среда для них доступна и безопасна.

Гуманизм любого общества оценивается тем, как оно относится к детям, старикам и инвалидам.

Давайте оглянемся вокруг, может рядом живет человек, которому можно элементарно помочь спуститься, а он в ответ, сказав «спасибо», не даст нашей душе окостенеть, напомнит о смирении, и наши уста сами собой промолвят: «Слава Богу за всё!»