Памятка библиотекарю
План библиотеки – программа ее деятельности на год (стратегический план) или на несколько лет (перспективный план), которая определяет:
- Управление библиотекой (для центральных библиотек) – выезды в библиотеки, консультации и анализ их деятельности.
- Материально-техническая база;
- Обеспечение сохранности фонда, списание;
- Изучение и анализ использования фонда;
- Библиографическая работа: библиографическое информирование, библиотечные уроки, дни информации, выставки-просмотры, обзоры, экскурсии, формирование СБА (справочно-библиографического аппарата) – ведение картотек, накопительных папок-досье, справочно-библиографическое обслуживание;
- Работа Центра общественного доступа: наименование услуг, план мероприятий;
- Клубы и кружки по интересам – какие занятия, заседания;
- Сроки выполнения работ, мероприятий и их исполнителей по направлениям: библиотека и школа, популяризация творчества писателей, пропаганда здорового образа жизни, экологическое просвещение, патриотическое воспитание, краеведение, мероприятия с социально-незащищенными слоями населения, Новый год и Рождество, зимние, весенние, летние, осенние каникулы и другие направления;
- Описание программ (если есть) – сроки их реализации, основные мероприятия;
- Взаимодействие с другими организациями;
- Основные задачи;
- Описание деятельности библиотеки: основные направления;
- Целевые индикаторы Плана мероприятий («Дорожная карта») «Изменения в сфере культуры, направленные на повышение эффективности» в Бакчарском районе – увеличение доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем числе детей, проживающих в населенном пункте, повышение удовлетворённости граждан качеством предоставления муниципальных услуг;
- Контрольные показатели деятельности библиотеки – число пользователей, посещений, книговыдач;
Рабочий план – план деятельности библиотеки на месяц или квартал с учетом основных требований.
Форма мероприятия |
Название мероприятия |
Читательское назначение |
Срок проведения |
Ответственный |
|
|
Программа развития библиотеки – совокупность действий, направленных на улучшение обслуживания пользователей. Программа заверяется директором или заведующей библиотеки. Структура программы:
- Цель;
- Задачи;
- Пояснительная записка: актуальность, социальная значимость;
- Перспектива для развития программы;
- Содержание: реализация программы (с указанием сроков исполнения):
Форма мероприятия |
Название мероприятия |
Читательское назначение |
Срок проведения |
Ответственный |
|
|
- Ожидаемые результаты;
- Смета.
Квартальный статистический отчет – сумма сведений о деятельности библиотеки:
- Дата, подпись.
- Число посещений на библ. мероприятиях;
- Индивидуальное (сколько?) и групповое информирование (сколько?) для детей, юношества, взрослых – библиографическое информирование отдельного конкретного пользователя (физического или юридического лица) или группы пользователей, которые имеют схожие информационные потребности. Вся информация об абонентах информирования хранится в специальной картотеке;
- Картотеки;
- Экскурсии – мероприятие, которое предполагает знакомство пользователей с библиотекой;
- Обзоры – это связные, последовательные рассказы о книгах, периодике, так далее и их библиографических данных;
- Библиотечные уроки – занятия по обучению пользователей библиотечно-библиографическим знаниям;
- Выставки-просмотры – выставки по новинкам книг, подразумевающее анализ их структуры и библиографическое описание; выставки в помощь специалистам, включающие в себя рекомендации по чтению профессиональной литературы;
- Дни информации – комплексные мероприятия, включающие в себя библиографический обзор по новой литературе, поступившей в библиотеку за определенный период времени; консультации; беседы по интересующим пользователей вопросам;
- Выполненные справки;
- Информация о библиографической работе:
- Число массовых мероприятий, посещение мероприятий;
- Обновляемость = число поступлений в книжный фонд : фонд*100%;
- Книгообеспеченность = фонд на конец года: население (на одного жителя) или книгообеспеченность = фонд на конец года : число пользователей (достаточность фонда);
- Обращаемость = книговыдача: фонд;
- Посещаемость = посещения: пользователи;
- Читаемость = книговыдача: пользователи;
- Книжный фонд;
- Число книгоношеств, передвижек;
- Книговыдача, из них: на стационаре, в передвижках, книгоношество;
- Число посещений, из них: на стационаре, в передвижках, книгоношество;
- Процент охвата библиотечным обслуживанием = число пользователей* 100%:население;
- Число пользователей, из них: на стационаре, в передвижках, книгоношество;
- Количество населения;
Квартальный статистический отчет сдается по форме ежеквартально.
Учет пользователей показывает число человек, которые читают книги или журналы в библиотеке. Единица учета – формуляр читателя.
Учет посещений дает возможность подсчитать, сколько пользователей приходит в библиотеку для получения, продления, обмена или возврата книг, журналов, получения информации и посещения массовых мероприятий (количество которых не должно превышать общее число посещений библиотеки).
За единицу выдачи принимается для книг, брошюр, «толстых» журналов – экземпляр, для «тонких» – переплетенных журналов и газет – число комплектов.
Учет выполненных справок и запросов пользователей ведется в специальной тетради по форме. Справки бывают – тематические – справки по определенной теме или проблеме; адресные – о наличии в данной библиотеке или других определенного издания; уточняющие библиографические – поиск недостающих элементов библиографического описания документов и исправления ошибочных данных, в том случае, если пользователь не знает точной фамилии автора, заглавия произведения и выходных данных; фактографические справки – поиск данных о каком-либо событии или лице, эти справки статистического, хронологического, топографического, биографического, технического или другого характера.
Учет библиотечного фонда дает сведения о нем: об его объеме, составе, поступлении, перемещении и выбытии литературы.
Учет массовой работы ведется путем подсчета числа выставок, литературных и тематических вечеров, обзоров литературы, устных журналов и других мероприятий, проводимых библиотекой. Комплексное мероприятие, которое включает одновременное использование различных форм массовой работы, учитывается как одно мероприятие.
Отказ – это отрицательный ответ на запрос пользователя по причине отсутствия необходимой литературы или по другим причинам. Единицей учета отказов на документы, их копии и запросы является невыполненный запрос пользователя, зарегистрированный в тетради отказов.
Аналитическая справка о деятельности библиотеки за год – информационный отчет, который сдается по определенной форме. Она обязательно содержит анализ количественных показателей библиотеки за год и основных направлений. В Бакчарскую ЦРБ сдается в начале года.
Список литературы
- Памятка в помощь библиотекарю. Разрешите Вам. – Слободской: ММУК «Слободская ЦБС», 2007.
-
Памятка для начинающих библиотекарей. Планирование и отчетность. – Малмыж: МУК «Малмыжская ЦБС», Центральная библиотека, 2008.
-
Памятка для начинающих библиотекарей. Учет в библиотеке. – Малмыж: МУК «Малмыжская ЦБС», Центральная библиотека, 2008.
-
Статистический учет библиотечного обслуживания [Электронный ресурс] // Электрон. дан. – Свердловск: СОУНБ им. В. Г. Белинского, 2012. Режим доступа: book.uraic.ru/files/metod/stat_uchet.doc, свободный.